МТС

2. Обращение Президента к акционерам

2. Обращение Президента
к акционерам

Уважаемые акционеры!  

2010 год стал переходным для МТС. Компания МТС стала интегрированным оператором связи, завершив к 1 апреля 2011 года присоединение компании «КОМСТАР». 

Сегодня мы предлагаем своим клиентам продукты и услуги в области мобильной и фиксированной связи, Интернета, платного ТВ и контента. Успехи, достигнутые нами в течение года, подтверждают, что МТС является ведущим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ, обладающим платформой для управления ростом и обеспечения доходности Компании на ближайшие годы. 

За 2010 год выручка Группы выросла на 14% и составила 11,3 млрд долларов США. Выручка МТС в России, включая мобильную, фиксированную связь и продажи монобрендовой розничной сети, выросла на 12%, достигнув 286,4 млрд рублей. Рост показателей в мобильном бизнесе Группы обеспечивался за счет роста числа абонентов, общего роста потребления продуктов голосовой связи и передачи данных, а также значительного объема продаж телефонов. Только в четвертом квартале 2010 года выручка от продаж телефонов, модемов и аксессуаров превысила 276 млн долларов США, и этот рост стал возможным в основном благодаря расширению модельного ряда мобильных телефонов и смартфонов премиум-класса. Стабильное развитие розничной сети МТС, вывод на рынок новых розничных услуг и сервисов также способствовали росту выручки. 

В фиксированной связи рост составил 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и произошел за счет роста использования услуг междугородней и международной связи, поступления отчислений от приобретенных компаний и роста абонентской базы. 

В Украине выручка за 2010 год выросла на 4%, достигнув приблизительно 8,5 млрд гривен. Наши усилия, направленные на повышение качества абонентской базы и лояльности абонентов, позволили сократить уровень оттока за прошедший год до 8,2% с 9,7%. Выручка от продажи контента в 2010 году выросла более чем в 2 раза — на 107%. 

В Узбекистане, благодаря постоянному росту абонентской базы и расширению портфеля продуктов, валовая выручка за 2010 год увеличилась на 11% и составила 448 млн долларов США. Мы по-прежнему являемся лидером, занимая 42% рынка по количеству абонентов. С 21 декабря 2010 года, в соответствии с  предписанием Министерства связи Туркменистана, мы приостановили свою деятельность в Туркменистане. Выручка за год достигла 592 млн манатов, однако остановка деятельности перед новогодними праздниками негативно сказалась на годовых результатах по Туркменистану. Выручка в Армении снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 77,3 млрд драм. Несмотря на конкурентное давление, мы остаемся лидером по числу абонентов в Армении, занимая 72% рынка. 

Величина чистой прибыли Группы МТС за 2010 год — 1,39 млрд долларов США, при значительном росте 36% относительно 2009 года. Эта цифра не отражает убыток от безналичного обесценивания в связи с приостановкой операций в Туркменистане в размере 138 млн долларов США, отнесенный к IV кварталу. Признание убытков осуществляется в соответствии с требованиями US GAAP в отношении ситуаций, аналогичных нашей. Это не означает, что мы отказываемся от рынка Туркменистана. В стране находятся принадлежащие нам активы, и мы реализуем все возможные действия, чтобы прийти к конструктивному решению сложившейся ситуации путем переговоров с правительством Туркменистана. 

Капитальные вложения в продажи достигли в 2010 году 2,7 млрд долларов США, так как мы продолжили строительство сетей 3G и фиксированных сетей в России. Мы ожидаем, что в 2011 году капитальные затраты составят порядка 22—24% от выручки. Точная цифра будет зависеть от ряда факторов, таких как волатильность курса валют, условия компаний-поставщиков, графики реализации проектов, и других обстоятельств, которые мы не можем предсказать с абсолютной точностью. Мы планируем за 2011 год удвоить число базовых станций 3G и ускорить реализацию ряда важнейших проектов, таких как цифровизация фиксированных сетей в Москве и других крупных городах.  

Несмотря на значительные капитальные затраты, свободный денежный поток вырос в 2010 году на 43% — до 1,5 млрд долларов США. Рост произошел за счет значительных операционных денежных потоков, а также за счет продажи нашей доли в компании «Связьинвест» за 26 млрд рублей. 

До настоящего времени мы использовали бизнес-модель, нацеленную на приобретения, что позволило нам за последние годы добиться устойчивого роста абонентской базы и изменить структуру распределения. Теперь, заняв значимую позицию на рынках фиксированной связи и розницы, мы можем сфокусировать свои усилия на развитии абонентской базы, повышении лояльности клиентов, внедрении инновационных и конвергентных сервисов как основных операционных задачах компании. 

В 2008 году, когда я принял руководство подразделением компании в Украине, рынок характеризовался высоким уровнем проникновения и рентабельность Компании на фоне острой конкурентной борьбы снижалась. Тем не менее, мы укрепили наше положение на рынке и повысили рентабельность бизнеса, расширив пропускную способность и покрытие собственной сети и стимулируя потребление. Теперь мы планируем использовать такой подход при реализации операционных задач в России. 

В отличие от украинского, рынок России предлагает больше сценариев и путей совершенствования телеком-услуг и завоевания клиентов. Помимо установки около 10 000 новых базовых станций 3G мы планируем увеличить пропускную способность магистральных сетей, расширить транспортную сеть и на всей территории России перейти на технологию HSPA+, что позволит увеличить скорости передачи данных в сетях третьего поколения. Что касается фиксированного бизнеса, то мы будем осуществлять модернизацию сетей, чтобы обеспечивать все большее число подключений по технологии FTTB как в Москве, так и в регионах. 

Улучшение качества связи чрезвычайно важно для нас, так как это позволит обеспечить растущие запросы со стороны абонентов и положительно отразится на росте доходов компании. В настоящее время мы видим, что объем предоставления дополнительных услуг можно увеличить еще на 20% от ARPU. Мы уверены, что сможем использовать эту ситуацию. Имея более качественные сети, мы сможем увеличить объем использования наших услуг, улучшив, таким образом, показатели операционной деятельности, а также повысить лояльность клиентов и снизить отток. 

В целом, в 2011 году мы ожидаем рост выручки в размере около 10%. С учетом объемов нашего бизнеса рост будет по-прежнему обеспечиваться за счет России. Основными факторами роста будут: 

  • рост использования услуг мобильной связи и передачи данных, а также продолжающееся расширение ассортимента услуг фиксированного широкополосного доступа и IPTV;
  • расширение предложения конвергентных продуктов, ставшее возможным в результате интеграции с компанией «КОМСТАР»;
  • рост продаж телефонов и аксессуаров;
  • рост абонентской базы благодаря продажам контрактов через собственные сети.

В Украине и других странах СНГ показатели роста ожидаются на уровне 2010 года. 

В заключение отмечу, что возможность управлять Компанией я рассматриваю как выпавшую мне честь. МТС стала для меня родной Компанией в 2004 году, когда я возглавил филиал в Нижнем Новгороде. Впоследствии, находясь на различных руководящих постах на уровне регионов и стран, я наблюдал за развитием Компании. Уверен, что накопленный опыт позволит мне обеспечить дальнейшее развитие МТС, реализацию корпоративной стратегии Компании, а также поможет МТС сохранить позиции лидера и укрепить имидж инновационной Компании. 

Президент ОАО «МТС»
А.А. Дубовсков